ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫБОР

16.09.15 23:59 Статьи
15 сентября в Чусовом начался отопительный сезон. Явление, происходящее ежегодно и неизбежно, точно также, как наступает осень. Но если листья желтеют вне зависимости от человеческих усилий, то тепло в квартиры приходит именно благодаря им. И период подготовки к подаче тепла ещё острее выявляет системные проблемы ЖКХ.

1709_vybor


Можно ли выйти из порочного круга этих проблем? Об этом мы поговорили с депутатом городской Думы Дмитрием Сорокиным, который является не только депутатом, но и директором муниципальной управляющей компании «Ляминское ЖЭУ», и одновременно - поставщиком тепла для всего посёлка. То есть сталкивается со всеми главными вопросами ЖКХ сразу.
- Дмитрий Анатольевич, по-вашему, какова основная причина того, что клубок коммунальных проблем по всей стране никак не удаётся размотать?
- Есть два противоположных мнения, имеющих право на существование. Первое - это то, что люди вообще не обязаны заморачиваться проблемами ЖКХ. Право людей - не думать о проблемах управляющих компаний или тепло- и водоснабжающих организаций. Они являются добросовестными нанимателями или собственниками, добросовестными плательщиками, и «кормить» их рассказами о том, насколько сложна работа тех, кто предоставляет им услуги, наверное, не стоит. Но с другой стороны, люди имеют право на информацию, имеют право знать, в чём причины проблем в сфере ЖКХ, хотят реализовать своё право на получение информации.
ЖКХ - комплекс проблем. Одна вытекает из другой: неплатежи населения, неплатежи управляющих компаний, отсутствие возможности оплаты газа. Это и проблемы с законодательством, которое вносит исключительно непонимание и отторжение: вспомните ОДН на канализацию - абсурд, который ввели, а потом отменили, при этом, люди за этот абсурд заплатили, и перерасчёта никто не сделал. Это и капремонт с его тарифами, взятыми «с потолка».
- Законодательство в сфере ЖКХ если и меняется, то достаточно медленно. Например, только в этом году появился проект закона, по которому регионы сами смогут определить температурные рамки начала отопительного сезона. Но это только один из вопросов, а основные правила игры меняются не слишком. В рамках существующих законов есть какой-то выход?
- Что касается проблем, то, по моему глубокому убеждению, они кроются не только в законодательстве, но и в том моменте, когда появилась возможность управления домом кем-то, кроме собственников и государства. В данном случае под «государством» я, пусть и не совсем корректно, подразумеваю муниципалитет. Собственники - это понятно, ведь это их дом. А у муниципалитета это прописано в 131 ФЗ: муниципалитет на своей территории должен обеспечить теплоснабжение, водоснабжение и вывоз мусора, плюс, как собственник, имеющий неприватизированные квартиры. Мы сегодня видим законодательно двух персонажей, которые заинтересованы именно в жилищно-коммунальном хозяйстве, а не в извлечении прибыли. Вполне допускаю возможность управления жилым фондом любыми субъектами, но наилучшей формой управления является ТСЖ, когда собственники самостоятельно принимают решения.
Считаю, что это очень хорошо, когда жители не замечают управления домом и им кажется, что всё делается само собой. «Сами по себе» в квартире есть вода, тепло, и газ. И лишь их отсутствие напоминает о том, что на самом деле дом - сложное техническое изделие, за которым нужно следить.
Управляющими компаниями по содержанию дома должно выполняться как минимум 60 видов работ. И мы сейчас не говорим о текущем или капитальном ремонте. Эти виды работ должны выполняться теми людьми, которые в этом понимают. И нередко мы сталкиваемся с тем, что даже активные граждане, управляя многоквартирными жилыми домами, и действительно болея за свой дом, не всегда могут знать правильного решения проблемы. Не знают, например, правил пожарной безопасности, не имеют представления, что такое технологические режимы тепло- или водоснабжения, не знают сроков устранения неисправностей на сетях, санитарных норм.
По тем домам, где собственники по ряду причин не могут заниматься управлением, допускаю наличие сторонней организации. Но по поему глубокому убеждению, лучшей формой организации для осуществления этой деятельности является муниципальная форма собственности. При этом централизация вопросов управления позволяет снижать риски. Чем больше у тебя жилфонда, тем больше у тебя возможностей манёвра резервами для решения проблем. Маленькая УК всегда будет в худшем финансовом положении, чем крупная. И в Чусовом мы наблюдаем ситуации, когда маленькие УК не могут провести не самые дорогостоящие работы. А у больших УК такая возможность есть - они могут заказать технику, специалистов и т. д.
- То есть вы считаете, что МУП - это решение всех проблем?
- Я сторонник управления муниципальной организацией не потому, что эта форма какая-то волшебная. Ни одна форма управления ничего не гарантирует. Однако отмечу, что в частной управляющей компании заинтересованные лица (муниципалитет и собственники) на кадровую расстановку, к примеру, влиять никак не могут. Если мы говорим о муниципальной форме управления, то конечно, такая возможность влияния существует. Администрация муниципалитета и собственники - через администрацию - могут оказывать влияние на кадровые решения, выражая своё мнение. В этом смысле ситуация становится более управляемой. Но, повторю, это не волшебная кнопка. Всем этим нужно заниматься.
Добавим вот ещё что. Представьте, что есть 100 домов, которыми управляет 4 УК. Это значит 4 директора, 4 бухгалтера, 4 главньгх инженера и т.д. Но если этими же домами управляет одна управляющая компания, то получается экономия на управленцах и, по большому счёту, на себестоимости услуги.
Второе - это скорость прохождения сигнала. В единой муниципальной компании эта скорость выше. Не секрет, что везде, по всей стране, не только у нас, между УК и снабжающими организациями происходят стычки и взаимные претензии. Так, например, при проблемах с теплом житель обращается в УК, те говорят, что проблема в «Теплоэнерго», житель идёт в «Теплонерго», там ему говорят, что проблема в доме. Круг замкнулся, а результата нет. Житель обращается в администрацию. Муниципалитет со своей стороны запрашивает информацию с обеих сторон и получает противоположные данные. А теперь представим, что одна и при этом муниципальная компания сталкивается с той же проблемой. Глава даёт указание её руководителю. А муниципальная компания, какая бы проблема ни была, несёт ответственность до радиатора потребителя. Уже свалить не на кого и надо делать.
Допускаю, что частная форма управления домом, тоже имеет право на существование. Но я за выбор. Может существовать и муниципальная УК, и частная, а люди выберут.
И не будем забывать о том, что любая коммерческая организация, а частная УК ею и является, в первую очередь основной задачей бизнеса (и вы это найдёте в уставе любой коммерческой организации в пункте 2.1 или 2.2.) является извлечение прибыли. Не оказание услуг, не содержание имущества дома, а именно извлечение прибыли! Это вторичное, факультативное условие существования коммерческой организации. Базовая задача - прибыль. А вот в уставе муниципального предприятия записано, что основной его задачей является, к примеру, производство тепловой энергии, предоставление жилищной услуги. Прибыль может быть прописана, а может и не быть. Это не главное.
Здесь разные подходы могут осуществляться, где-то положительные, где-то отрицательные. Я категорический противник загонять кого-то в какие-то формы управления, будь то ТСЖ или УК, или МУП. Но там, где люди хотят сделать выбор, им нужно его предложить. Все эти вещи можно сделать на базе существующих муниципальных предприятий. У нас есть «Гортеплоэнерго», есть «Горводоканал».
В 90-е годы уровень оплаты ЖКХ был невысоким, однако таких проблем по оплате за газ не было. Существовала «Дирекция единого заказчика», которая умудрялась выполнять обязательства по выплате зарплаты, налогов, платежей за газ и электричество. Это был единый организм. При таком сборе, конечно, не было возможности развиваться, однако предприятие обеспечивало необходимый минимум услуг. Если мы говорим о развитии, то процент сбора должен быть выше, чтобы не реагировать на проблемы, а упреждать их. В трудное время нужно объединяться, идти в одном направлении. Но нельзя делать это принудительно. Должен быть выбор.

Спрашивала Елена Березина

РЕКЛАМА

Программа развития Пермского края

Рекалама на ЕЧ

jpg-заглушка

Рекалама на ЕЧ

ССЫЛКИ

Вконтакте Facebook
НЕОЧУС Чусовской Информер
Рекламное место
Рекламное место ЕЧ-кнопка
Чусовской краеведческий музей
TVRain
А. Эйнштейн