ЧУСОВОЙ НАЧИНАЛСЯ С ДОРОГИ

30.07.15 09:29 Статьи
В 2002 году вышла книга, тираж, которой составил всего 3000 экземпляров.В свободной продаже её никогда не было. Но содержание одной из глав этой книги нам, чусовлянам, должно быть интересно. В ней Б. В. Третьяков, на тот момент начальник железнодорожного депо, рассказывает о становлении Чусового железнодорожного. Наши читатели могут познакомиться с отрывком из книги, и удивиться, на какие трудовые свершения были готовы наши отцы и деды.

3007_dayjd


Всё было впервые и вновь

Строительство Чусовского железнодорожного узла первой на Урале Горнозаводской железной дороге от Перми до Екатеринбурга было начато в 1874 году. Как раз в районе Чусового у строителей возникли большие трудности, особенно при овладении Архиповскими высотами и при строительстве участка Чусовская-Кизел. На 21-й версте от Камасино (Чусовской) пришлось пробить тоннель длиной 145 метров. Отечественного опыта в тоннелестроении не было, поэтому для сооружения тоннеля были приглашены итальянские специалисты.
Темпам могли позавидовать позднее и «строители коммунизма»: 27 февраля 1878 по всему участку от Перми через Чусовскую-Кушву-Нижний Тагил-Екатеринбург прошёл первый рабочий поезд. 14 августа открылась станция Чусовская. А уже 19 августа началось грузопассажирское движение на участке от Екатеринбурга до Кушвы. 24-25 августа сдается в эксплуатацию станция Чусовская и паровозное депо, которое строилось одновременно с участком Пермь-Чусовская. 23 сентября сдан в эксплуатацию участок от Чусовской до Усолья. 1 октября открыто регулярное движение поездов от Перми до Екатеринбурга.

Становление дороги

При станции возник посёлок с населением более 1000 человек, открыты школа, больница, клуб, церковь. Это был храм св. Ксении, позднее, в советское время разрушенный. (Сейчас православные энтузиасты отыскали место с сохранившимся храмовым фундаментом и планируют установить там памятный знак). Одновременно шло строительство паровозного депо и экипировочных устройств. Сдача их в эксплуатацию была приурочена к пуску железной дороги.
Уральская Горнозаводская железная дорога первоначально не имела связи с остальной железнодорожной сетью России, и паровозы доставлялись на дорогу водным путем. Вагонный парк состоял в основном из двухосных крытых вагонов грузоподъемностью 16 тонн. Имелись также платформы и цистерны на винтовой сцепке с ручными тормозами.
Скорости движения поездов не превышали 11-12 км. в час.
Находясь на решающем участке дороги, Чусовское паровозное депо с каждым годом выполняло все больший объем грузоперевозок. Увеличиваются скорости движения и веса поездов, обновляется подвижной состав.
Коллектив рабочих паровозного депо состоял частью из местных жителей, выходцев из крестьян близлежащих деревень и рабочих поселков, частью из приезжавших из деревень Вятской и Пермской губерний, чтоб прокормить себя и уплатить налоги, а также вербованных с других железнодорожных предприятий.

Верхи не могут, а низы не хотят

В революционные дни 1905 года рабочие депо принимали самое активное участие в забастовочном движении. Более мощная подпольная большевистская организация существовала на Чусовском металлургическом заводе. Она осуществляла организаторскую роль в посёлке металлургического завода и на железнодорожном узле. Работники депо постоянно участвовали во всей деятельности организации.
О победе февральской революции в Чусовом стало известно 28 февраля 1917 года и уже на другой день о падении самодержавия было объявлено на заводе и в паровозном депо.
Весть о победе Великой Октябрьской Революции дошла до Чусового 26-27 октября 1917 года. Железнодорожники принимали активное участие в деятельности советской власти.
Развернувшаяся в России гражданская война тяжело отразилась и на рабочих паровозного депо. Уже в мае 1918 года в связи с мятежом чехословацкого корпуса, гражданская война развернулась на территории Урала. Чусовской комитет РКП(б) провёл мобилизацию коммунистов на фронт.
Вскоре ушла на фронт Чусовская добровольческая коммунистическая рота, через два месяца ушла вторая, а затем - на Лысьвенский фронт - и третья рота.
Несмотря на героическое сопротивление, станция Чусовская 14 декабря 1918 года была отдана колчаковцам.
При отступлении наши части взорвали железнодорожные мосты через Чусовую и Вильву.
11 июля 1919 года станция Чусовская была освобождена от Колчака.В годы гражданской войны на Пермской железной дороге было взорвано 214 мостовых ферм, разрушено 3059 жилых и служебных зданий, 1840 было приведено в негодность. Однако уже через 10 лет этот участок железной дороги вновь стал одним из крупнейших по протяженности электрифицированных участков в нашей стране, на котором началось регулярное движение.

Ах, война, что ж ты сделала...

С началом войны из депо Чусовская ушли на фронт около 400 человек. Это были молодые, полные сил и энергии люди, которые самозабвенно трудились, а когда потребовалось - героически сражались за свободу и счастье своего народа. Многие из них погибли на полях сражений. Их место в депо заняли жёны, матери, дети. Взамен ушедших на фронт мужчин на электровозы пришли женщины. Это были А.А. Вяткина, В.А. Ощепкова, Е.А. Челпанова, М.А. Клименкова, Т.А. Морозова, Е.А. Волохатых, В. А. Бояринова .
Чусовские железнодорожники совместно с металлургами подарили фронту бронепоезд «Чусовской рабочий», названный позже в честь героя гражданской войны «Щорс». Бронепоезд прошел всю войну с 18 марта 1942 года до конца 1945 года. Чусовские железнодорожники построили поезд-баню и отправили на Северо-Западный фронт (ТЧ-10, ВЧД-10,9). Весной 1943 года бойцы Северо-Западного фронта получили этот уникальный подарок.
Чусовские железнодорожники создали в городе эвакуационный госпиталь на 400 штатных коек, с общехирургическим, терапевтическим, инфекционным отделениями, которые располагались в здании клуба железнодорожников и в доме молодых специалистов. Этот госпиталь был ведущим, он начал действовать в начале войны, в сентябре 1941 года и выполнял функции гарнизонного госпиталя...
В суровые дни Великой Отечественной войны железнодорожники бывшей Пермской магистрали вели строительство нового электрифицированного участка Чусовская-Комарихинская, который был сдан в июле 1943 года. А в начале 1945 года пошли электропоезда по всему тяговому плечу Чусовская-Пермь-II протяженностью 131 км.

РЕКЛАМА

Программа развития Пермского края

Рекалама на ЕЧ

jpg-заглушка

Рекалама на ЕЧ

ССЫЛКИ

Вконтакте Facebook
НЕОЧУС Чусовской Информер
Рекламное место
Рекламное место ЕЧ-кнопка
Чусовской краеведческий музей
TVRain
А. Эйнштейн