DURA LEX?

15.07.14 23:24 Новости
1707_zachem«Суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения».
(авторство приписывается П.А. Вяземскому и М.Е. Салтыкову-Щедрину)
Состояние ЖКХ в России ужасно: жилье и сети изношены, тарифы растут. «Коммуналка» напоминает ржавую трубу: сколько ни влей - все в землю, сколько ни латай - рядом снова прорвет. Но вот - благая весть? До 1 мая 2015 года все российские компании по управлению многоквартирными домами должны быть лицензированы. Этот законопроект был внесен в Госдуму в начале нынешнего года и одобрен депутатами в июле. При этом лицензирование распространяется только на управляющие компании, ТСЖ может работать без лицензии, но только если управляет одним домом. Может, пора возрадоваться, воздев руки вверх, что, наконец, с рынка услуг ЖКХ уйдут недобросовестные компании?
Законопроект вроде бы где-то и кем-то обсуждался, но после принятия закона немногие могут похвастаться, что понимают, как изменится ситуация. Пробежимся по основным тезисам.

Кратко о законе. Кому лицензию не дадут?

1. Если у должностного лица управляющей компании есть неснятая или непогашенная судимость за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие преступления, если у него нет квалификационного аттестата или если должностное лицо фигурирует в реестре дисквалифицированных лиц.
2. Если компания или ее должностное лицо за предыдущий год не исполнила три и более предписания органа Госжил-надзора.
3. Если в отношении УК возбуждено производство по делу о банкротстве или если она находится в процессе ликвидации.
4. Если ее соискателю дважды в течение последнего года было назначено административное наказание, а также в случае нарушений в части раскрытия информации о деятельности управляющих компаний.
Правда, в случае чего жильцы смогут защитить свою управляющую компанию. Собственники получат право «вето» на расторжение договора с управляющей компанией, если она их полностью устраивает, но ее пытаются лишить лицензии. Этот вопрос они смогут решить на общем собрании собственников жилья. Жильцов обязаны уведомить, что компания получает лицензию, или наоборот, теряет ее.

У кого отберут?

Основанием для этого послужит привлечение УК, если дважды в течение одного года УК привлекалась к административной ответственности за нарушение правил управления домом. Кроме того, аннулировать лицензию могут и в том случае, если административная ответственность наступала за неисполнение предписания органа государственного жилищного надзора. Вопрос о лишении лицензии будет рассматриваться в судебном порядке. За систематические нарушения компании будут лишаться лицензии на три года, а ее руководителей занесут в федеральный черный список.
Но тут сразу возникают вопросы: а кто помешает учредителю компании, лишенной лицензии, закрыть ее, через месяц открыть новую, получить лицензию и забрать на обслуживание те же дома вновь?

А судьи кто?

Как сказал руководитель Минстроя Михаил Мень, от управляющих компаний, претендующих на лицензию, будут требовать наличия материально-технической базы, профессионального кадрового состава, отсутствия нарушений в течение года, а также наличия квалифицированного аттестата руководителя. Поэтому уже осенью должны начаться экзамены для будущих директоров УК. Но как это обычно бывает, гладко было на бумаге...
Для начала надо понимать, что прежде, чем принять экзамен у директора УК, надо хотя бы дать ему список «вопросов», на которые ему придется ответить. «Экзаменационных билетов» для коммунальщиков пока никто не видел. Между тем, тот же Михаил Мень сказал, что жилищные инспекции начнут выдать лицензии уже с сентября. То есть экзамены уже должны быть в самом разгаре.
- Этот аспект лицензирования нас волнует, - говорит Людмила Александровна Красильникова, руководитель одной из самых сильных управляющих компаний города, - мы регулярно получаем приглашения на семинары - аж из самой столицы. Но, во-первых, участие в таких семинарах - дело очень недешевое, и если местным компаниям придется для получения лицензии ездить учиться в Москву, это серьезно ударит по их финансам. Во-вторых, не припомню, чтобы московские «специалисты» хоть раз давали действительно ценные знания, применимые на практике.

  • В России около 22 тысяч управляющих компаний. В Пермском крае их насчитывается более 340. В 2012-13 гг. Жилищная инспекция Пермского края при проведении проверки выяснила, что половина из них управляют жилым фондом неправомерно. Среди ТСЖ эти показатели были еще выше.

Поддерживает коллегу и Д.В. Тяркина, директор УК «УралевроТЭК-КУБ»:
- В сфере ЖКХ специалист должен заниматься всем: и финансами, и инженерными сетями, и общехозяйственными вопросами, и даже ландшафтным дизайном. Если для обучения будут привлечены эксперты в этих областях, то это несомненный плюс. Но где их взять?
Нехватка специалистов для проведения обучения, неясная процедура экзаменования. При таком подходе испытания для руководителей УК могут превратиться в пустую формальность. А отсюда и до коррупции недалеко.

Позолоти-ка ручку!

До введения лицензирования предполагалось, что управляющие компании должны будут вступить в СРО - саморегулирующуюся организацию (подобные есть, к примеру, в сфере строительства). Только членство в СРО позволяло бы осуществлять работу в сфере ЖКХ. А чтобы стать членом СРО, нужно представить множество документов, подтверждающих профессиональную состоятельность управляющей компании.
Казалось бы, вот они - гарантии качества!
Однако нет. Предприимчивые люди быстро сориентировались. Получить допуск в СРО ЖКХ предлагалось, не вставая из-за компьютера. За 28 тысяч рублей его можно было просто заказать онлайн.
Позже от идеи СРО отказались в пользу лицензирования. Как вы думаете, как быстро появятся «некоммерческие партнерства», которые «помогут» получить лицензию, за «чисто символическую» плату?
Беспокойство потенциальной коррупционной составляющей лицензирования высказал Дмитрий Сорокин, директор МУП «Ляминское ЖЭУ»:
- Что касается самого принципа лицензирования в сфере ЖКХ, то я полностью «за», - комментирует Дмитрий Анатольевич, - мне нравится идеология этого закона. Единственное, против чего я протестую, это отсутствие ответственности государства за принятые решения. Поясню: сейчас свою управляющую организацию выбирает только собственник. Лицензирование подразумевает еще и разрешение от государства, при этом решение будут принимать некие чиновники. Разрешить или не разрешить заниматься деятельностью и кому разрешить, будут решать не только жители. А это значит, возникает коррупционная составляющая. И что удивительно, никакой ответственности за свое решение чиновник, выдавший лицензию, не понесет, даже в том случае, если компания, которой он дал «добро» на работу по обслуживанию домов, окажется недобросовестной. Как ответит чиновник, если УК взяла деньги с жильцов, и скрылась? Никак. Лицензирование это как фильтр, но фильтр без гарантий результата. Закон необходимо усилить ответственностью лиц, выдающих разрешение.
Сами создатели закона о лицензировании тоже озаботились этим вопросом. Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев отмечал, что выдачей и отзывом лицензий будет заниматься специально созванная лицензионная комиссия. Помимо чиновников и сотрудников Госжилнадзора в ее состав войдут представители саморегулирующих организаций и инициативные собственники жилых помещений. Заместитель главы Министерства строительства Андрей Чибис поддержал депутата, пояснив, что такое решение минимизирует возможную коррупционную составляющую в субъектах РФ при лицензировании. «Не менее трети в составе лицензионной комиссии должны быть представители профессионального сообщества и общественных организаций на территории субъекта РФ», - добавил он.
Однако, ни кто будут эти представители профессионального сообщества, ни какие общественные организации имеются в виду, также непонятно. Возможно, ими станут участники общественного жилищного контроля, закон о котором недавно подписал В. В. Путин.

Чтоб жизнь медом не казалась

«Dura lex, sed lex» - закон суров, но это закон. Закон о лицензировании предполагает вполне серьезное наказание за несоблюдение Жилищного кодекса. Так, если управляющая компания не в полном объеме или недостоверно предоставила информацию жильцам о тратах и работах по содержанию дома, то ее руководитель может заплатить штраф от 5 до 30 тысяч рублей, а юридическое лицо от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы доходов правонарушителя, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами. За работу без лицензии - штраф до 700 тысяч рублей. Оштрафуют и за нарушение порядка расчета, и за некачественное обслуживание дома.
Можно сказать «браво!» авторам закона. Но рано. Ибо нет ответа на вопрос, каковы будут последствия там, где жильем управляет только одна компания? В сельских поселениях такое сплошь и рядом. Да и в Чусовом наплыва желающих управлять ветхими домами не наблюдается.
Одним словом, гайки в сфере ЖКХ закручивают жестко. Однако ржавую трубу чем жестче закрутишь, тем больше вероятность, что она вскоре лопнет.

Елена Березина

РЕКЛАМА

Программа развития Пермского края

Рекалама на ЕЧ

jpg-заглушка

Рекалама на ЕЧ

ССЫЛКИ

Вконтакте Facebook
НЕОЧУС Чусовской Информер
Рекламное место
Рекламное место ЕЧ-кнопка
Чусовской краеведческий музей
TVRain
А. Эйнштейн