ПОСЛЕДНИЙ ФИЛЬМ ГЕРМАНА

19.11.13 21:43 Статьи
2111_filmНа знаменитом римском кинофестивале произошло событие, которого ждали 15 лет - был показан фильм «Трудно быть Богом» Алексея Германа-старшего. Такого «долгостроя» кинематограф, кажется, еще не знал. Пока что фильм видели только критики, журналисты и различные деятели культуры, всем прочим остается довольствоваться фильмами о фильме, небольшими отрывками, чтением рецензий, отзывов и разговорами о нем за чашкой чая.

Метод съемок

Итак, что же мы знаем об этой кинематографической глыбе, вышедшей на экран уже после смерти режиссера? Картина снималась крайне долго и мучительно, с перерывами, после которых долго приходилось собирать актеров вместе и заново учить их работать с Германом. С ним, как и с любым полусумасшедшим гением, работать, мягко говоря, трудновато. Актер Юрий Цурило вспоминает, что во время съемок одного из эпизодов «Хрусталев, машину!», нужно было выпить стопку крайне соленой воды, чтобы в кадре пьющий водку генерал поперхнулся реалистичнее. Цурило не захотел пить соленую воду и попросил ассистентку налить в стопку обычной воды, мол, «и так хорошо сыграю». Отыграл, Герман сказал «снято!», и вроде все хорошо, но Юрий не удержался и подошел к режиссеру: - Вот видите, и без соли получилось!
Герман разозлился, что его указанием пренебрегли и вскоре дубль был переснят. Юрию Цурило пришлось пить концентрированный рассол - в кадре видно, с каким трудом ему это далось - и на следующий день у него распухли ладони, стали, «как у лягушки».
А на съемках фильма «Мой друг Иван Лапшин» актера Александра Филиппенко дублировал очень похожий на него зек. И когда он «артачился», не желая сниматься, люди Германа отводили его в сторону и били, а сам режиссер стоял рядом и приговаривал: «Бьют и будут бить, пока не станешь слушаться».

На дворе Средневековье, мракобесие и джаз

В общем, Герман добивался от актеров запредельной игры, что в сочетании со сценарием и черно-белой пленкой всегда дает просто магический эффект. Его творчество часто, очень часто сравнивают с картинами Босха и Брейгеля, и это особенно заметно по кадрам с рабочих материалов «Трудно быть Богом». Всегда и во всем добиваясь реалистичности, Герман набирал в актерский состав людей фактурных, калек, людей с эффектными лицами и физиологическими странностями, людей, у которых глухое Средневековье вбито в ДНК. Если в фильме доспехи, то они из настоящего металла и весят соответствующе. У лошадей - прогнувшиеся от тяжести рыцарей спины. Место съемок - мрачный замок и грязь по колено. Если герой по сценарию чувствует боль, то актеру, будьте уверены, тоже пришлось несладко. Съемки происходили в вечной нервотрепке - а как иначе, если режиссер мог отменить съемочный день из-за того, что у оператора расстегнута пуговица на куртке? У оператора! Одну минуту экранного времени Герман мог снимать неделями: на руку убитого должны сесть три мухи, а не две или одна! Словом, ад.
Насколько можно понять из рабочих материалов «Трудно быть Богом», нас окунут в осязаемый и пахучий средневековый мир, с оголтело-жестокими и бессердечными обитателями, чья жизнь проходит в бесконечных пытках и казнях, и заканчивается на плахе. И в то же время, для того, чтобы показать всю эту вакханалию, была проделана потрясающая операторская работа, любой кадр можно поставить в рамку, как отдельное произведение искусства.

Еще немного, еще чуть-чуть...

Насколько точно Герману удалось передать дух и замысел одноименной книги Стругацких - большой вопрос. Но в фильме точно нет ничего лишнего, ведь это, по сути, кристаллизованная мысль, которую режиссер носил в голове с 1968 года. Это абсолют, квинтэссенция всего, что умел делать Герман. Съемки продолжались восемь лет, а последовавшее озвучивание - семь, картина обрастала легендами и мифами, актеры шутили, что не доживут до премьеры. Дожили действительно не все. Леонид Ярмольник с грустью вспоминает о том, как интересно было работать с Германом, что сниматься у него - потолок актерской профессии. И вот фильм уже в Риме, а не в Каннах, где предыдущий фильм мастера был освистан, а режиссер посмертно награжден «Золотой Капитолийской волчицей» за выдающийся вклад в мировой кинематограф.
Российская премьера последнего фильма Германа обещана на февраль. Это еще около трех месяцев. Секунда по германовским меркам.

Александр Бабин

РЕКЛАМА

Программа развития Пермского края

Рекалама на ЕЧ

jpg-заглушка

Рекалама на ЕЧ

ССЫЛКИ

Вконтакте Facebook
НЕОЧУС Чусовской Информер
Рекламное место
Рекламное место ЕЧ-кнопка
Чусовской краеведческий музей
TVRain
А. Эйнштейн