ЖАЛЬ, НО ВРЕМЯ «ВЕЧНОГО ОГНЯ» УШЛО. ОПРОС.

12.11.13 20:21 Статьи
1411_vremyaЧерез полтора года исполнится 70 лет после окончания Великой Отечественной войны. Будут фанфары, парады, подарки оставшимся в живых ветеранам. Чем дальше от Победы, тем громче ее отмечает страна. 9 Мая осталось единственным праздником, по моему мнению, цементирующим общество.
Чем дальше от него, тем сильнее расходятся пути разных социальных групп. 70 лет - это целая жизнь. Три поколения, если брать семью. Старший в семье мог испытать голод, разруху, тяжкий труд на полях и в цехах, если кто-то не вернулся с войны. Средний жил в условиях социализма, где все лучшее - детям. Младшему достался развал страны, реформы, но, если он оказался не промах, после 2000-х, имея голову на плечах, мог стать респектабельным или, наоборот, увидев, что нет перспектив, скатиться в депрессию, наркотики, алкоголизм и преступность. Свобода - она одних возвышает, других - развращает.
За 70 лет изменилось отношение к войне. Даже в рамках одной семьи. Внуки и правнуки не испытывают, и слава богу, тех чувств, которые возникают, при воспоминании о ней в сердцах людей старшего поколения. Для внуков и правнуков война - это интересное, захватывающее зрелище на широком экране кинотеатра, или «танчики» на дисплее компьютера. Не знаю, смогут ли наши кинорежиссеры, возвращаясь к теме войны, когда-нибудь создать шедевры, равные таким как «Отец солдата», «А зори здесь тихие», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Иваново детство», «Семнадцать мгновений весны», «Щит и меч» и ряд других.
Вслед за Голливудом и наше кино стало исключительно развлекательным. По-моему в «Предстоянии», первом фильме, продолжающем «Утомленные солнцем», у героя Никиты Михалкова из кисти руки вдруг появляется какая-то механическая клешня, а во втором фильме - «Цитадель», надуманного и наигранного столько, что в конце гадаешь: это сказка или все-таки фильм о войне. Желая во что бы то ни стало получить американского Оскара, наши кинорежиссеры отбрасывают историческую правду, тем самым умаляя трагедию советского народа.
Учитывая, что кино - самое мощное по воздействию искусство, в сознании новых поколений россиян исподволь складывается впечатление о войне, как об игре, где солдаты и офицеры одеты с иголочки, их волосы промыты хорошим шампунем, а щеки свидетельствуют о хорошем и качественном питании. Война, ставшая игрой, расцветающая парадами и салютами, не может восприниматься как трагедия. И не будет.
Подтверждает это восприятие молодыми людьми знаковых мест о войне. Таким в нашем городе является мемориальный комплекс у Культурно-делового центра. Напротив обелиска и памятных досок с фамилиями погибших на фронте горит «вечный огонь» славы. Вокруг этого огня и днем, и вечером, если позволяет погода, греются молодые люди, подставляя под языки пламени подошвы своей обуви. Они разговаривают, пьют пиво, курят, бросая в чашу огня «бычки», пустые пачки сигарет. Видеть это - неприятно. Делать замечание - опасно. Могут самого «воспитать» так, что ближайшая поликлиника не спасет.
Надо ли с этим бороться? Отвечу: нет! Потому что эта борьба - бессмысленна. Если в душе нет трепетного отношения к святыням, любое замечание пролетает мимо ушей. Это - в лучшем случае. В худшем - может обернуться против того, кто замечание делает. Примеров - тьма.
Уже выросло не одно поколение людей, для которых минувшая война - не их война. Она воспринимается ими, и это - объективный фактор, примерно так же, как Отечественная война 1812 года, или Куликовская битва. Возможно, и в нашем городе есть люди, предки которых принимали участие в войне против Наполеона, может, погибли на Бородинском поле или на других полях той страшной войны. Но те жертвы уже никто не оплакивает. Такова природа человека. Война стала историческим фактом, статистикой.
И когда молодые люди веселятся возле «вечного огня», они вряд ли думают, что их действия носят кощунственный характер. Мемориал для них - место, где можно погреть ноги и руки, пожарить сосиски, сардельки.
Сознавая, что дальше допускать этого нельзя, необходимо, на мой взгляд, до 70-летия Победы реконструировать комплекс, убрав из него элемент «вечного огня». Он отслужил свое, был понятен людям старшего поколения, символизировал собой память. Но пришло новое время, и то, что было дорого и священно в 70-80-е годы, иначе воспринимается сейчас. С этим ничего не поделаешь. Надо изменить подход к сохранению памяти о воинах, погибших, защищая страну.
«Вечный огонь», во многих городах ставший источником «обогрева» молодежи, должен остаться, на мой взгляд, только в особо охраняемых местах: у могилы Неизвестного солдата возле Кремлевской стены, на Поклонной горе в Москве, на Пискаревском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге, на Мамаевом кургане в Волгограде, и в ряде других мест. Там, где действия кощунственного характера могут быть сразу пресечены. В Чусовом же это невозможно.
Думаю журить, стыдить, взывать к совести - не удел власти. Дело власти - создавать такие условия, при которых безнравственность не может публично торжествовать.

Амир Хисматулин


ВРЕМЯ «ВЕЧНОГО ОГНЯ» УШЛО? (© Роман Шпигель)

(64 чел. проголосовало)

12.5%
87.5%

РЕКЛАМА

Программа развития Пермского края

Рекалама на ЕЧ

jpg-заглушка

Рекалама на ЕЧ

ССЫЛКИ

Вконтакте Facebook
НЕОЧУС Чусовской Информер
Рекламное место
Рекламное место ЕЧ-кнопка
Чусовской краеведческий музей
TVRain
А. Эйнштейн