Камасино

16.09.10 09:32 Администратор История и современность
1609_kamasinoКаждый город имеет свою историю. Так и наш Чусовой начинался с небольшого сельца Камасино. Если смотреть в топонимику этого названия, то в словаре В.И.Даля написано, что «КАМЛСЪ» - это шкура с ног оленя для изготовления обуви и рукавиц. Понятно, что у нас в регионе в основном в большом количестве обитали лоси, и это наталкивает на мысль, что именно они были охотничьими трофеями первых поселенцев, которые максимально использовали все, что требовалось в быту и хозяйстве. Производя обувь из «камаса», они старались реализовывать ее соседям ближайших населенных пунктов, которые, приезжая сюда, говорили: «Мы поехали за камасом! к камасинцам» (имелось в виду изготовителям данного товара). Так это слово и прижилось к данной местности и уже следующие поколения жителей, когда их спрашивали: «Вы откуда?», не задумываясь отвечали: «Мы из КАМАСИНО!»
Первое упоминание данной территории - Камасино как сельца и Калинова луга (В-Калино) - относится к третьей переписи Строгановских земель, проведенной по царскому указу летописцем Михаилом Кайсаровым в 1623 г. Уже тогда здесь было около десяти дворов с семьями русских, православных-христиан, которые, по словам старожилов и местных краеведов, обосновались здесь задолго до того, когда официально начали вести государственный учет земель и населения. Многие бежали сюда от царских репрессий, набегов инородцев, и этот край, богатый рыбой и зверем, был для них благодатным и приемлемым, а также, в какой-то мере отдаленным и глухим. Им пришлось выдерживать противостояние и с местным (коренным) населением, которое проживало здесь ранее, воспринимавшее новых пришельцев не совсем дружелюбно, даже враждебно, видя в них соперников и конкурентов. Это были народы финно-угорской языковой группы: ханты (остяки) и манси (вогулы).В этой сложной обстановке жителям Камасино приходилось уповать только на себя и на бога, что послужило мотивом для строительства в 1577 году первой маленькой церкви (храм деревянплецки) на берегу реки Чусовой над Камасинской Курьей во имя Рождества Причистия Богородицы, аж в два колокола.
В 1581 году, когда Ермак со своей казачьей дружиною «пошли воевати Сибирь», Камасино уже представляло определенный форпост русских на стыке трех рек: Усьва, Вильва, Чусовая, что позволяло контролировать все передвижения по рекам и на данной территории. Свою первую остановку, чтобы передохнуть, казаки сделали именно здесь, посетив поутру божий храм и, перекрестившись перед иконой Георгия Победоносца (покровительнице русского воинства), отправились далее вверх по реке в неизвестность, к трудностям и испытаниям, выполняя важную историческую миссию для государства Российского, о чем они даже не подозревали. По ходу продвижения дружины Ермака к ней присоединялись жители Чусовских земель, среди которых были и мужики с.Камасино.
Территория Причусовья, получив статус Калино-Камасинской волости, стала обрастать новыми поселениями. Рядом с Камасино появились: Шибаново, Ерзовка, Чунжино, Закурье, Кошково, Мульково. На другом берегу выросла деревня Калапово, на территории нынешнего ЧМЗ между реками Чусовая и Усьва - деревни Митрофановка и Шалдино и т.д. А с 1702 года, после прохождения первого каравана барок с металлом, когда река Чусовая становится главной транспортной магистралью Урала, значимость этих мест резко возросла, что послужило притоком дополнительного населения из других регионов России. Камасино становится христианским православным центром для жителей всех окрестных деревень, а также для тех тружеников речного сплава, которые останавливались на Камасинской пристани для ночевки. Поэтому жителями села в 1745 году на сходе было принято решении о построении нового храма, более просторного и на другом месте. Что и было сделано к 1775 году, когда была построена и освящена наша, ныне существующая церковь с колокольнею «Рождества Пресвятыя Богородицы» во благо укрепления христианской веры и единства русского православия на этой земле.
Дух храма несет память наших предков четырехсотлетней давности, живших и трудившихся на этой земле, а благодатная аура и великолепная акустика стала целительной для многих верующих прихожан, так как стены храма, рубленные одним топором, сложены из моченой лиственницы, что и определило его долговечность. Именно в этом благодатном месте в семье священнослужителя Василия Шестакова родился 28 апреля 1858 года будущий пермский писатель Яков (Иаков) Шестаков. Крещеный в нашей церкви, он вместе с дедом и отцом регулярно посещал службы, которые оставили свой отпечаток в душе мальчика, формируя его как личность, о чем позднее он напишет в своих воспоминаниях. В 1873 г., окончив духовное училище, а в 1879 г. духовную семинарию в Перми, служил священником в церквях и монастырях, занимался миссионерством православия среди инородцев, так как знал удмурдский, коми-пермяцкий и другие языки народов Урала. Позднее он занялся издательской работой, написал много статей, монографий, книг, посвященных религии и народному просвещению, археологии и этнографии, подписывая свои публикации псевдонимом «Я.Камасинский». Он интересовался школами, музеями, библиотеками и во всем этом проявлялся его неспокойный и любознательный человеческий дух. Известный русский писатель М.А.Осоргин, сам уроженец Прикамья, сделал Якова Шестакова героем своих романов, назвав его «Свидетелем истории». Свои публикации Я.Шестаков открывал молитвой: «Сделай Господи, чтобы все мои произведения клонились к твоей славе и способствовали благу людей!» Судьба этого человека закончилась трагически в «пожаре» Гражданской войны в 1918 году.
Многие годы честно служил наш храм людям, неся благую весть душам и любовь к Богу. Когда в России в 1917 году произошел «октябрьский переворот», начались годы лихолетья и человеческого противостояния, всему православию в нашей стране пришлось пережить «черное», трагическое время, губительно сказавшееся на всей православной культуре нашей Родины, формировавшейся веками. По настоянию различных Советов и органов НКВД храмы закрывались, а служители, объявленные «врагами народа», расстреливались или отправлялись в концентрационные лагеря, откуда большинство из них не вернулось. В 1933 г. Комиссия по религии Пермского облисполкома приняла решение по закрытию большинства церквей в Прикамье, что вызвало протест как духовенства, так и верующих. В 1933 г. был арестован и сослан настоятель Камасинской церкви отец Григорий, в 1937 г. здание отдали под школу, а позже под детприемник НКВД. Такая судьба коснулась большинства храмов, когда власть не считалась с мнением народа.
Второе свое возрождение наш храм получил в 1995 году (в перестроечное время), когда руководство города, возглавляемое Виктором Федоровичем Бурьяновым, пришло к единогласному мнению, что в связи с празднованием 430-летия Чусовского поселения нужно обязательно восстановить Камасинскую церковь, как храм и архитектурный памятник старины, как начало нашего города Чусового. Прежде всего, при содействии прокурора города М.У.Латыпова детприемник ОВД из здания перевели в Новый город. Далее, по согласованию с областной Епархией, с благословения Владыки Пермского и Соликамского Афанасия, к нам был определен молодой священник Горбов Сергей Александрович (отец Сергий), который с 1996 года, приступив к своим обязанностям, и по сей день служит в нашей родной Камасинской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Совместными усилиями администрации города, предпринимателей-энтузиастов, бригадой строителей под руководством Н.Кротко, была проделана огромная работа по ремонту всех помещений храма. Был изготовлен новый алтарь и многое другое, что требовалось для проведений служб. Позднее, учреждение 10-ой колонии, п.Всесвятский (начальник Н.И.Кузвесов) изготовили и установили купола, а при содействии депутата Законодательного Собрания, исполнительного директора ОАО «ЧМЗ» А.А.Карпова и члена профкома В.Л.Андреева около храма была установлена колокольня. Храм в Камасино - единственная действующая деревянная церковь в Прикамье, часть нашей православной культуры. Наш долг хранить эту память.

Подготовил Роман Шпигель, референт главы города Чусового

От редакции: 21 сентября в 12.00 в церкви с.Камасино состоится молебен в честь первого праздника церковного новолетия - Рождества Пресвятой Богородицы.

РЕКЛАМА

Программа развития Пермского края

Рекалама на ЕЧ

jpg-заглушка

Рекалама на ЕЧ

ССЫЛКИ

Вконтакте Facebook
НЕОЧУС Чусовской Информер
Рекламное место
Рекламное место ЕЧ-кнопка
Чусовской краеведческий музей
TVRain
А. Эйнштейн