ГОСТЬ ИЗ ПРОШЛОГО - СВИДЕТЕЛЬ ПОБЕДЫ

14.05.13 22:22 Администратор Новости
1605_gostt10 мая ознаменовалось событием, которое хочется назвать «Прибытием поезда на станцию Чусовская». Привет братьям Люмьер! На перроне стоял черный, с выкрашенными в красный цвет колесами, самый настоящий паровоз, пробивший своим монолитным корпусом само время. На бортах его красовался номер Л4372, надпись «С днем Победы!», а между фарами расположился портрет Иосифа Виссарионовича Сталина.
Его соседство с простецкими электричками, неразборчивые предупреждения типа «будьте осторожны, на такой-то путь прибывает ПАРОВОЗ» и дикие гудки, знакомые нам по историческим фильмам - все это звучало и выглядело совершенно сюрреалистически. Народу собралось - человек сто, наверное, считая персонал вокзала. Погода не особо благоприятствовала: семь градусов тепла, ветер и налетающий снег. Контраст с многолюдными акциями 8 и 9 мая был велик, и от этого создалось ощущение чего-то неофициального, почти домашнего. Играла гармонь, исполнялись веселые фронтовые и послевоенные песни, перемежаемые шутками и прибаутками. Не было ни здоровенных динамиков, ни микрофонов, ни речей. Было уютно.
Машинисты вовсе не выглядели чумазыми, перепачканными маслом и сажей (а именно так я представлял людей, управляющих паровозом) - это были спокойные, подтянутые мужчины в чистой, похожей на военную, униформе   «Российских железных дорог». Люди приходили семьями, в каждой руке - фотоаппарат или видеокамера. С некоторой опаской подходили к бурчащему что-то паровозу и фотографировались, не забывая погладить колесо или лестницу. Испачкаться можно было легко - казалось, в смазке была каждая деталь. Да так оно и было, наверное. Среди отцов и детей расхаживал начальник станции «Чусовская» Виталий Валерьевич Пантюхин, которого я попросил рассказать немного о паровозе.
- Мы пригнали его в рамках проведения мероприятий по случаю празднования 9 Мая. Это уже традиция: в прошлом году, например, он побывал в Екатеринбурге. Это живой свидетель тех времен, паровоз Победы!
- Каково его техническое состояние?
- Состояние хорошее, паровоз действующий, на ходу. Он полностью восстановлен, и управлять им имеет право лишь бригада из десяти отборных машинистов. Сейчас он как раз по первому пути пройдет, будет облако пара.
Паровоз разогревался, шипя, как котел в момент стравливания давления. Из трубы все гуще валил жирный, с проседями, угольный дым, а колеса купались в молочном тумане. И вот снова раздался гудок и поезд, с характерным учащающимся «чу-чу-чу», двинулся вперед сквозь исторгнутое белесое облако. Обдало запахом кочегарки и разогретого металла.
Паровоз выглядел величаво и торжественно, и это не субъективная, сиюминутная оценка человека, ослепленного первым впечатлением. Нет. Эту машину действительно хочется уважать. В ней есть голос, стать, особенность линий, - современные поезда выглядят куцыми и немыми, без характера. Хоть и «питаются» электричеством, а не углем.
Вскоре гость из прошлого вернулся и пришел час ребятишек - им разрешили покататься. Гомона и счастья было до небес! Рев паровоза оглушителен. В наш век бесшумных моторов и слов с приставкой «нано» это словно рев динозавра, ужасающий и одновременно повергающий в трепет. Им и закончился трехдневный праздник, оставивший в памяти множество ярких впечатлений. В 68 годовщину победы в Великой Отечественной Войне, паровоз мирно катал детей. Детей, которые по счастью, не знают что это такое - голод, свист пуль и взрывы снарядов.

Александр Бабин

НАХЛЫНУЛИ ВОЛНОЙ ВОСПОМИНАНЬЯ

Появился паровоз на станции Чусовская не случайно. Об этом позаботились депутат Думы городского поселения Александр Логинов, начальник станции Чусовская Виталий Пантюхин и начальник локомотивного депо Артем Хохлач.
Паровоз серии «Л» был восстановлен еще к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, находится он на хранении в цехе станции Пермь-Вторая. Пригласили ветеранов, работников железной дороги вместе с семьями. Большая радость была для детей. Никто из них воочию паровозы не видел. Паровоз этой серии выпускался с 1946 года, первоначальное название его было «Победа» - в честь победы в Отечественной войне. Ветераны, выступившие на митинге, были растроганы до слез. Глядя на паровоз, они словно вернулись в молодость. Поставили его на первый путь, и все желающие смогли на нем прокатиться, находясь непосредственно в кабине машиниста. С любопытством разглядывали они топку, тендер, где хранится уголь, при желании подавали гудок. Особенно удивляло детей то, что движется машина за счет пара. Локомотивная бригада с удовольствием ответила на все вопросы не только детей, но и взрослых. В настоящее время паровоз серии «Л» находится на балансе Чусовского ремонтного локомотивного депо «Чусовой», хотя и хранится в Перми.
Среди тех, кто встречал «Поезд Победы» была и Ольга Петровна Перевалова, падчерица бывшего железнодорожника, трагически погибшего на работе. Она буквально не могла сдержать слез. Воспоминания минувших лет нахлынули на нее волной. Ее отчим, Борис Федорович Белобородов, работал на паровозе именно этой серии. Был помощником машиниста.
- Придет и рассказывает, как легко стало работать. Этот паровоз оборудован стокером, приспособлением, автоматически подающим уголь в топку. Слово стокер было у меня на слуху. Помню его до сих пор. До появления стокеров помощники машинистов буквально валились от усталости - тонны угля надо было перекидать вручную из тендера в топку. Я поднялась в кабину и спрашиваю у машиниста: а стокер здесь есть? Мне отвечают - есть. Можно, говорю, в действии его посмотреть? Инструктор: конечно, можно. Открыл топку и показал работу стокера в действии. Смотрю: уголь сам летит. Я вспомнила отчима, он воспитывал меня с шести до 18-ти лет, до своей трагической гибели. Был он дорог мне, как родной отец. Прошел всю войну, от первого дня до последнего. Ни разу не был ранен, а погиб случайно. Подменял товарища на железнодорожном кране и, когда пошел выбирать крупные куски угля для топки, попал под разгрузку из грейфера. Машинист грейфера был старым и глухим. Он не слышал крики. Когда прибежали рабочие, было уже поздно...
Ольга Петровна благодарна организаторам мероприятия за возможность вернуться в прошлое, добрыми словами вспомнить детство и юность, отчима, сделавшего все, чтобы ее жизнь была счастливой.

А.Миролюбов

РЕКЛАМА

Программа развития Пермского края

Рекалама на ЕЧ

jpg-заглушка

Рекалама на ЕЧ

ССЫЛКИ

Вконтакте Facebook
НЕОЧУС Чусовской Информер
Рекламное место
Рекламное место ЕЧ-кнопка
Чусовской краеведческий музей
TVRain
А. Эйнштейн