РЕКОНСТРУКЦИЯ «ЧМЗ»: ПЕРВЫЕ ВОПРОСЫ

31.10.12 20:29 Статьи
0111_chmzПредстоящая реконструкция металлургического завода продолжает оставаться в центре общественного внимания. Уже не вызывает никаких сомнений, что она будет. На пути к ней пройдено и сделано так много, а сам завод настолько технологически отстал, что без мер прорывного характера ни ему, ни городу уже не выжить. Рыночная экономика и жесткая конкуренция вынуждают радикально менять всю технологическую цепь, а не так, как в советское время, когда реконструкцией могли назвать замену одного агрегата другим.
Об этом и многом другом говорил генеральный директор ОАО «ЧМЗ» Анатолий Александрович   Карпов на презентации инвестиционного проекта «Строительство интегрированного трубно-сталеплавильного комплекса в г. Чусовом Пермского края» на заседании «Клуба директоров», объединяющего местных работодателей. Встреча проходила 16 октября на лыжной базе «Металлург». И хотя прошло с того времени две недели, проблематика тем и вопросов, рассматривавшихся на встрече, будет актуальной еще длительное время.
А.Карпов напомнил, что «за последние годы самые крупные инвестиции, которые имел завод, это - пуск рессорного цеха. После этого мы не развивались». К теме реконструкции основные акционеры обращались неоднократно, «...но что-то где-то не срабатывало, у компании появлялись другие проекты. Они были более серьезны в плане того, что имели быструю отдачу. Поэтому, к сожалению, очередь до нас не доходила». Теперь, как видим, дошла. Причем, в таком варианте, который дает основания для гордости. «Такого количества капиталовложений наш завод не видел давно. И не только наш. На сегодня - это один из самых крупных проектов в черной металлургии в России, самый крупный - в Пермском крае».
Мы уже давали подробную информацию о том, что будет, и как перемены отразятся на жизни города. Но за минувшее время у нас заметно прибавилось количество читателей, поэтому, полагаем, что как новые, так и «старые» сведения о «последствиях» реконструкции все же будут интересны жителям города и района.

Что будет?

Концепция представляет собой строительство сталеплавильного, трубопрокатного и прокатного производств. На схеме завода, если рассматривать ее с района центральной проходной, интегрированный комплекс будет находиться с левой стороны. Он включает в себя электропечь и установку непрерывной разливки стали. Далее идут два потока. Первый - это производство труб, второй - производство спецпрофилей, включая стан «320», который будет выпускать, в том числе, и рессорную полосу. Мощность электросталеплавильного цеха примерно 900 тысяч тонн в год. Эта сталь будет распределяться по бесшовному стану и сортовым станам. Реконструкция включает в себя два этапа. На первом этапе - строительство сталеплавильного и прокатного производств, на втором - строительство второй очереди трубопрокатного производства.
А.Карпов отметил, что «производство безшовной трубы - это довольно-таки компактный цех. Другое дело - цех по придаче трубе товарного вида, термической и другим видам обработки. По площади он превышает трубопрокатный цех примерно в три раза. Там масса оборудования. Поэтому на первом этапе запустим пока трубопрокатный цех с небольшой финишной обработкой, а уже на втором - будет построена финишная обработка с премиум-нарезкой, которая позволяет увеличить стоимость продукта от первоначальной цены примерно в два раза».

Что получим от реализации проекта?

Увеличивается производство товарной продукции в 4 раза от текущего объема. Начинается производство новых изделий: труб нефтегазового и машиностроительного секторов. Безшовная труба используется в основном в нефтегазовой отрасли. Районы бурения - Сибирь. По словам генерального директора завода: «Рынок перспективный. В среднем в год растет на 15-17 процентов. Сейчас до 30 процентов труб завозится из-за рубежа. Этот сектор имеет высокую добавочную стоимость. Мы займемся импортозамещением». Одновременно с этим будут сохранены позиции завода на рынке автомобильной рессоры, составляющем сейчас до 60 процентов поставок. А.Карпов не скрывал, что дальнейшее развитие рессорного производства тормозит качество стали. Мартеновский способ, применяемый сейчас, имеет серьезные проблемы, связанные с чистотой металла: «Переход на непрерывную разливку стали позволит нам эту проблему решить».
Реализация проекта позволит создать 2 тысячи рабочих мест. Сегодня на заводе трудится около 5 тысяч человек. Будут закрыты старые производства, открыты новые, что позволит создать дополнительно 400-500 новых рабочих мест. На двух предприятиях суммарно будет работать 5500 человек. «К достойной оплате и хорошим условиям труда мы пойдем за счет новых технологий».

О текущем статусе

В качестве юридического лица, который будет заниматься проектом, определен Челябинский завод «Трубодеталь», входящий в ОМК. Почему «Трубо-деталь»?
По канонам Министерства экономики и Минфина госгарантии можно выдать только тем предприятиям, которые имеют прибыль. Чтобы было чем отдавать кредиты. Начиная с 2009 года, Чусовской металлургический завод является планово-убыточным. Поэтому кредит на него выдан быть не может. Оператором проекта ОМК определила «Трубодеталь», который сформирует проектный офис и через который пойдут финансовые потоки на строительство нового завода. На сегодня определена разработка основного и вспомогательного производств ведущими мировыми фирмами. Следующие важные этапы: проектирование строительства, разработка технического задания, выбор генподрядчика, начало строительно-монтажных работ.
На сегодня проектом руководит Александр Николаевич Рыбкин. Он является директором центра новых технологий в  ОМК.  Первоначально был назначен Сергей Николаевич Филипьев, но через неделю после прибытия в Чусовой его перенаправили на управление Выксунской площадкой, где происходят большие структурные перемены. Уже есть руководитель по строительству трубного производства. Это - Дмитрий Всеволодович Марков, до недавнего времени работавший главным инженером группы предприятий в Челябинске. В ближайшее время в Москве пройдет утверждение штатного расписания проектного офиса и начнется подбор кадров.
На первом этапе в составе проектного офиса будет около 40 сотрудников. «В основном это будут люди, которые получили большой опыт на Выксунской площадке, и те «трубачи», которых мы привлекаем к реализации этого проекта. У нас, на старте, специалистов, которые могли бы заниматься этой темой, пока нет. Поэтому берем со стороны. В дальнейшем, когда перейдем к стадии строительства, проектный офис будет расширен примерно до 200 человек. В него войдут экономисты, финансисты, проектировщики, сами строители. «Трубодеталь» будет заказчиком проекта.

Несколько слов об этапах

В планах этого года и на начало следующего - определение технологий по всем производствам: стали, прокату, трубе. Выполнение технических заданий на изготовление оборудования, что является серьезной, огромной работой. Без привлечения к ней сотрудников Выксунской площадки, по словам А. Карпова, пока не обойтись. «Рассчитываем на то, что в первом полугодии 2013-го года технические задания будем иметь. Затем выдадим их производителям оборудования. Не скрою, в основном, это будут иностранные фирмы. Во второй половине года, получив от них информацию по оборудованию, выбрав генпроектировщика, начинаем проектирование, которое длится примерно год, включая все экспертизы. Получаем разрешение на строительство, и приступаем к нему, думаю, в начале 2014-го года. 2014,-15 и 16-й годы - стройка и пуск в эксплуатацию».
Так, вкратце, можно передать основное, что сказал генеральный директор ОАО «ЧМЗ» Анатолий Карпов в ходе презентации проекта.
- Пользуйтесь моментом, - сказал председатель «Клуба директоров» Рашид Гайнетдинов, - задавайте вопросы!
Дважды повторять не пришлось.
Депутата Земского Собрания Андрея Захарова интересовал кадровый вопрос. Судя по тому, с какой заинтересованностью отвечал на него А. Карпов, можно сказать, что и для него он является ключевым.
- На самом деле в этом проекте главный вопрос - это не деньги, не машины, а кадры, - сказал Анатолий Александрович. - Производство для нас абсолютно новое. Понятно, что со стороны такое количество работников, специалистов по трубам, стали и прокату - не привезешь. Основной упор будем делать на местные кадры. Рассчитывать на привозные - неверная позиция. В этом отношении показателен опыт Выксы. Привозные кадры, конечно, хорошо работают. Но они «сидят на чемоданах». Пока все нормально - работают, как возникают проблемы, могут сорваться и уехать. Их так и прозвали в Выксе - «чемоданные люди». На переобучение местных кадров в проекте заложены немалые деньги. Будем переучивать всех. Где и чему учить, мы знаем. По «трубе» договорились с Челябинском, Первоуральском и Синарой. Несмотря на то, что мы им - конкуренты. Если еще лет 10 назад в металлургии все было закрыто, попасть друг к другу было довольно сложно, то в последнее время процесс пошел по правильному пути.
Сейчас в металлургии активно обмениваются опытом, проводят форумы и конгрессы, ездят друг к другу на производство. Несмотря на глобальную конкуренцию на рынках, пришло понимание того, что, если не видишь, что делают твои партнеры, то и сам не развиваешься. В общем, по кадрам - это ключевой вопрос. Мы им занимаемся. Будем учить всех. На заводе есть учебный центр, есть филиал Уральского политехнического университета. Будем его развивать, под него сейчас ищем другое здание. Надо расширяться».
Тут же возник вопрос о профессионально-техническом образовании. А.Карпов сказал:
- В ближайшее время будем готовить техническое задание о привлечении к подготовке кадров для завода ПТУ, надо определить - кто нам будет нужен? Чтобы за это время ПТУ разработали программы, наняли специалистов и начали обучать молодежь новым профессиям. Например, профессии гидравлика. Я побывал на заводах, которые компания построила в Выксе. Там уровень работников несопоставим с нашим. Это уже люди 21-го века. Все работают с компьютерами, везде автоматическое управление производством. Там рабочий в основном выполняет функции оператора, контролирует сам процесс. Чтобы как у нас, на горне стояли - такого нет.

О сокращении персонала

- Не скажу, что будет большое сокращение. Как и везде, идет оптимизация производственных процессов. У нас не очень хорошая ситуация по управляемости: на одного руководителя всего 8 рабочих. По компании - 11 работников. Если в сравнении с ней мы выглядим еще неплохо, то по международным стандартам и по новому производству в Выксе - отстаем: там 15-16 рабочих на одного руководителя. В этом направлении будем поджимать. А больших сокращений не будет даже потому, что количество персонала у нас сбалансировано сегодня на тот объем производства, который есть. С другой стороны, ведь наступят 2015-2016 годы. Где мы возьмем людей? Если сейчас сократить, они могут уехать. И вообще - рынок труда становится дефицитным. Поэтому одна из задач - сохранить кадровый потенциал на заводе.
Был задан вопрос по обеспечению сталеплавильного производства сырьем - металлоломом. Ответ Анатолия Карпова:
- На сегодня уральский регион по металлолому профицитный, металлолом с Урала вывозят. Несмотря на то, что его много потребляют в Челябинске, Магнитке. У нас много машиностроения, много оборотного лома. Однако, к концу 2017-го, к 2019-му году прогнозируется нулевой баланс: сколько производим, столько будет потребляться. Эта проблема известна, и она решаема. За счет вывоза из других регионов, за счет регулирования цен. Сейчас из России ежегодно вывозится 8-10 миллионов тонн лома. Этот процесс можно повернуть на свой рынок.
Сергей Назаров задал вопрос о людях, которые приедут работать в Чусовой. Не ухудшится ли криминогенная обстановка?
- Мы планируем ежесуточный выход на стройку примерно 4-х тысяч человек. Есть опыт Выксы по тому, как решаются эти вопросы. Выбирается генподрядчик, с точки зрения расходов, конечно, лучше, если на стройке будут заняты местные кадры. Не надо платить командировочные, у людей есть собственное жилье. В Выксе было так: приезжают строители со своим «домом». Строится городок. Там есть все: столовая, прачечная, кинотеатр.
Мы понимаем, что местной рабочей силы все равно не хватит. Будут это иностранные рабочие или нет - пока не знаю. Это - выбор генподрядчика. С точки зрения общественной безопасности в Выксе вопросы решались спокойно. Были усиленные наряды полиции. На это тоже в проекте закладываются деньги.
Директора ООО «Металлургсервис» Михаила Храмцова заинтересовали два вопроса: расположение новых переделов и судьба доменного производства.
Анатолий Карпов не скрывал, что точного ответа на эти вопросы пока нет:
- На сегодня у нас три конфигурации как расположить новые производства внутри нашей площадки. Недавно группа специалистов работала, обошла площадки, обмерили, нанесли на генплан. Сейчас готовим техническое задание для проектной проработки проектным институтом. Он и скажет, какая площадка самая перспективная с точки зрения дальнейшей логистики. Было бы хорошо, чтобы в комплексе «сталь и труба» ничего тепловозами не возить, чтобы все было под одной крышей. Получили заготовку, тут же порезали, потом идет готовая труба. Пока выбор не сделан.
В том, что касается доменного передела, то тут ситуация и простая, и сложная одновременно. Электросталеплавильная печь будет потреблять чугун. Правда, в небольших количествах, от 10 до 20 процентов. Связано это с тем, что для хорошей стали нужна и хорошая шихта, в данном случае чугун. Его можно самим производить, но можно купить и на рынке. Если за 4 года найдем технологии, которые позволяют иметь наш чугун по себестоимости такой же, как на рынке, домна будет работать. Если не найдем, домну придется закрыть. Мы ведем активные поиски. По себестоимости даже подошли к рыночной составляющей. В нашей шихтовке более 50 процентов местного агломерата. Он обходится нам в 2,5 тысячи рублей за тонну. Однако, есть определенные технологические ограничения по использованию собственного агломерата. Он не может быть выше 60-70 процентов в общем объеме шихты. Повторю: если найдем технологии, которые позволяют себестоимости чугуна быть «в рынке», домна будет работать, если нет - сработает рыночный механизм: она будет закрыта.

Нужна новая нитка газопровода!

Руководителя Чусовского филиала ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» Александра Исаева заинтересовал вопрос о том, будет ли протягиваться новая нитка газопровода. На что Анатолий Карпов ответил:
- Строить трубу не будем. Будем строить завод. На сегодня у нас есть один ввод. Конечно, с точки зрения безопасности его недостаточно: если что-то случится, встанет весь завод. Второй ввод нужен. Но желательно, чтобы строили его сами газовики. Они ведь на нем потом будут зарабатывать деньги. Если говорить об объемах потребления, то повышения не будет. Новые производства хотя и энергоемкие, но расход ресурсов - минимальный.
Были заданы вопросы о привлечении к реализации проекта местного бизнеса, участии управленческого персонала завода, перспективах на ближайшие месяцы.
- Я поставил задачу, - сказал А. Карпов, - чтобы как можно больше заводчан участвовало в этой проектной деятельности. Чем больше народа мы «окунем», тем больше у нас потом появится специалистов, готовых на любые проекты. Последние проекты в основном были связаны с развитием рессорного производства. У нас нет специалистов масштабного калибра. А ведь нам понадобятся профессионалы совершенно другого уровня: умеющие общаться с фирмами, знающие иностранные языки. Проект должен подтянуть управленческий персонал завода до уровня международных канонов.

Ближайшие перспективы

- Металлургия - это лакмусовая бумажка всей экономики. Если есть потребление металла, значит, ведется стройка, развиваются машиностроение и автомобилестроение. Как только останавливается сбыт в металлургии, значит, все это встает. Мы приняли бюджет на четвертый квартал. Зимний период будет сложным. Во второй половине декабря предполагаем остановить вторую мартеновскую печь. Видимо, встанет прокатка. Рессора, возможно, поработает. По всей видимости, до 10 января у завода будут каникулы - нет заказов. Декабрь и январь - самые «мертвые» месяцы. По заявлениям наших маркетологов, 2013 год ожидается не хуже 2012-го. Мощности завода, если это кого-то интересует, загружены на 40 процентов. Может, чуть больше.
По ферросплавному производству: пока у нас работала вторая доменная печь, мы имели свой шлак и нормальную себестоимость в ферросплавном переделе. На сегодня, когда вторая домна снесена, там ровное место, решение принято абсолютно верное, на чугуне мы имеем только убытки. Месяц в ПФС работаем на своем шлаке, два месяца на шлаке ЕВРАЗа. По себестоимости либо «в ноль» работаем, либо имеем маржинальный убыток. Идет активный поиск, как жить и что делать дальше. Пытаемся договориться с ЕВРАЗ-ом, проявляем интерес к сотрудничеству с Тулой. Но на сегодня очевидно одно: сама перспектива ферросплавного цеха пока открыта, по ней не принято никакого решения. Учитывая сегодняшнее положение дел, ванадий не становится нашим серьезным продуктом. Его доля - менее 10 процентов, самая большая доля в доходах завода - рессорное производство.
В завершение встречи Анатолий Карпов «успокоил» тех, кто считает, что грядущая реконструкция даст передышку ненадолго.
- Металлургия - одна из самых консервативных отраслей. Уверен, на 30-40 лет наша продукция будет конкурентоспособна. Пока «Трубодеталь» не расплатится с кредитом, на территории нынешнего завода будет два предприятия: сам оператор и ОАО «ЧМЗ». Но руководитель будет один.

Амир Хисматулин

РЕКЛАМА

Программа развития Пермского края

Рекалама на ЕЧ

jpg-заглушка

Рекалама на ЕЧ

ССЫЛКИ

Вконтакте Facebook
НЕОЧУС Чусовской Информер
Рекламное место
Рекламное место ЕЧ-кнопка
Чусовской краеведческий музей
TVRain
А. Эйнштейн